Мартин Шаккум принял участие во Всероссийском форуме-выставке "ГОСЗАКАЗ 2010"
Выступая с докладом, председатель Комитета по строительству и земельным отношениям сообщил, что принятие Федерального закона о размещении заказов ознаменовало собой одну из важнейших экономических реформ 2000-х годов. Она затронула множество субъектов экономической деятельности и привела к существенной экономии бюджетных средств. Но, по словам Шаккума, несмотря на важность и прогрессивность закона, есть некоторые системные проблемы. По его мнению, закупки самых разнообразных товаров, работ, услуг уложены Законом в универсальные процедуры без учета их специфики. Чтобы процедуры размещения заказа были работоспособны и эффективны, нужно, чтобы они были разнообразны, детализированы, учитывали специфику товаров, работ и услуг.
"Мы уже сделали первые шаги в этом направлении. Ввели особый порядок проведения "творческого конкурса", значительно расширили случаи размещения заказа у единственного поставщика, ввели особенности закупок работ и услуг, объем которых заранее определить невозможно", - рассказал Шаккум.
Он отметил, что закон достаточно полно урегулировал процедуры размещения заказов, заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов. За рамками остались два важнейших вопроса - планирование закупок и формирование начальной цены контракта. "Планирование закупочной деятельности ведется заказчиками не системно, планы-графики зачастую не публикуются, не актуализируются. Это не позволяет потенциальным поставщикам тщательно и заблаговременно готовиться к участию в конкурсах и аукционах",- считает Шаккум.
В связи с отсутствием порядка формирования "стартовой" цены при размещении заказов на поставки одних и тех же товаров заказчики зачастую устанавливают совершенно разные цены. Экономия в таких случаях достигается не за счет конкуренции участников, а по причине изначального завышения цены контракта.
"Считаю, что эти два важнейших вопроса должны найти законодательное решение",- заявил Шаккум.
Одной из ключевых проблем, по мнению Шаккума, является размещение заказов на крупные строительные подряды."Необходимо обратиться к зарубежной практике. Там, как правило, торги проводятся в два этапа. Предквалификационный отбор и собственно процедура аукциона. Предквалификация должна позволять определять те компании, которые по своим характеристикам в состоянии качественно и в срок выполнить необходимый объем работ. Дальше эти компании уже соревнуются между собой по цене контракта", - рассказал депутат.
В принципе эта схема и сегодня заложена в 94-ФЗ. Однако, главным вопросом остаются критерии предквалификации, -говорит Шаккум.
"В отношении крупных строек (начальная цена более 50 млн. руб) у нас пока введен один объективный критерий - наличие за последние 5 лет опыта выполнения аналогичных работ, стоимость которых по одному объекту составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта",- сообщил депутат.
Кроме того, можно вводить и другие критерии. Однако, они должны быть четко формализованы и определены количественно, - подчеркнул Шаккум.
Депутат считает, что совершенствовать Закон необходимо на основе правоприменительной практики.
"Мы проанализировали большое количество заказов, размещенных в 2009 году, на конкурсах и аукционах. Речь идет, прежде всего, о заказах на выполнение строительных работ. Общие выводы, полученные в результате данной оценки, таковы. Даже в рамках одного ведомства не просматривается никакой системы, общих подходов в определении значений критериев оценки заявок. В различных конкурсах разную роль играли сроки выполнения работ, гарантии качества, цена, качество работ",- сообщил депутат.
Необходимо установить четкие наборы критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
"Мы должны переходить к конкретизации процедур и критериев по видам работ, к типовым контрактам. Так, в развитых европейских странах в области строительства распространен типовой контракт "FIDIK". У нас каждый заказчик составляет свой вариант контракта "удобный для него", зачастую с нарушением гражданского законодательства, - заявил Шаккум.
Кроме того, депутат считает, что сроки выполнения работ, срок и объем гарантий вообще не должны являться критерием оценки. Это существенные условия контракта и должны быть определены изначально в конкурсной документации. Соответствующие изменения должны быть внесены в Закон, подчеркнул Шаккум.
Отдельного внимания требует система информационного обеспечения госзакупок,- считает депутат. "Первое - официальный сайт Российской Федерации о размещении заказов. От эффективности работы этого сайта зависит возможность получения информации и участие в закупках широкого круга лиц. Напомню, что в отношении федеральных закупок - это единственный источник информации для потенциальных поставщиков. С 2011 года этот сайт должен также включать информацию обо всех региональных и муниципальных закупках",- сказал он.
Вместе с тем уже сейчас при пользовании сайтом возникают проблемы: длительное время на обработку одного запроса; крайне ограниченное число параметров, по которым возможен поиск информации о размещении заказов (по наименованию заказчика, по цене, по дате извещения). Отсутствуют требования к формату указания предмета контракта в извещениях. Одни и те же товары, работы, услуги называются по-разному. Это также существенно затрудняет поиск интересующей информации. Отсутствует предварительный контроль за извещениями о размещении заказов. Так, заказчики используют некорректный ввод наименования, предмета контракта и иных элементов извещений. В результате информация фактически не доступна до широкого круга потенциальных поставщиков.
Для того, чтобы совершенствовать Закон, считает Шаккум, необходимо анализировать правоприменительную практику. В то же время Минэкономразвития закрыло на сайте доступ к данным о размещении заказов до 2009 года. В результате совершенно невозможно сделать анализ.
Еще одна проблема - сайт реестра госконтрактов. "Во-первых, он существует совершенно автономно от сайта для размещения заказов. То есть, две важнейшие стадии - размещение заказов и их исполнение в рамках госконтрактов разобщены. Во-вторых, для превалирующего числа контрактов, исполнение которых должно было уже давно закончится нет никаких данных о ходе их исполнения", - рассказал депутат.
Обязанность ведения этих сайтов лежит на Минэкономразвития и Федеральном казначействе. Хотелось бы обратить внимание руководства Министерства на эти проблемы, - сказал Шаккум.
В заключении Шаккум отметил, что сегодня основные усилия должны быть направлены на: конкретизацию отдельных положений Закона в зависимости от специфики закупаемых товаров, работ, услуг; уточнение критериев отбора подрядчиков при размещении крупных строительных подрядов; установление порядка формирования начальной цены контракта и обязанности размещать планы-графики закупочной деятельности в открытом доступе; уточнение критериев оценки конкурсных заявок; введение типовых контрактов, прежде всего, в отношении строительных работ; оптимизацию ведения сайтов в целях обеспечения доступности информации о размещении заказов для более широкого круга лиц.
"Наша общая задача в том, чтобы 94-ФЗ стал реальным инструментом поддержки открытой и честной конкуренции, повышения эффективности бюджетных расходов", - заключил Шаккум.