X5 выбирает поставщиков на электронных торгах
Поставщики подозревают, что эта система создает лишь видимость прозрачности
Источник: http://www.slon.ru/articles/326334/#TB_ … lon_export
Крупнейший ритейлер в стране – X5 Retail Group – пытается радикально изменить привычную систему работы с поставщиками. Компания хочет вести себя, как государство: выбирать товары для своих магазинов на тендерах. С 15 марта объявления о них размещаются на сайте X5. Правда, пока система работает не очень уверенно, а поставщики относятся к ней настороженно.
Тендеры – первые шаги X5 к открытию своей электронной площадки, которая должна стартовать в июне. Конкурс назначается по каждой конкретной ассортиментной единице (SKU): пока речь идет только о производстве товаров, которые будут продаваться под собственными торговыми марками сети, – а победителем становится тот, кто предложит самую низкую цену. Идея не только в экономии, но и в том, чтобы поставщики прекратили жаловаться на неравные условия доступа в сеть.
Чиновникам, в ответ на эти жалобы разработавшим действующий с этого года закон «О торговле», такой подход нравится. В ФАС, последние несколько лет занимавшейся выявлением всяких тайных договоренностей ритейлеров с контрагентами, создание электронной системы закупок только приветствуют и даже не будут чересчур пристально проверять. По словам начальника управления ФАС по контролю конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофея Нижегородцева, мониторинг электронной площадки X5, возможно, последует только как реакция на какие-то жалобы . А казалось бы, на что уж тут жаловаться?
Есть на что.
Активно прибегать к электронным торгам на сторонних площадках в X5 стали с конца прошлого года. За последние четыре месяца прошли торги по 41 позиции, была выбрана 31 компания-контрагент. (Цены X5 по договоренности с ними не раскрывает). Но пока не подписано ни одного договора на поставки. В X5 объясняют это тем, что требуется время на экспертизу образцов; 15% участников торгов сеть уже дисквалифицировала из-за несоответствия требованиям по качеству. Сделать экспертизу качества такой же прозрачной, как торг, в принципе невозможно. И некоторые наблюдатели уже сейчас говорят, что электронные торги – фикция , а решение о выборе поставщика все равно остается за ритейлером, который принимает его по ему одному известным критериям. Председатель совета директоров компании «Центр развития экономики» (единая система электронной торговли B2B-Center) Александр Бойко уверен, что X5 будет использовать собственную площадку только для сбора информации о ценах.
Российский производитель вина Gerrus Group почти три года занимается производством собственной торговой марки вина для X5, участвовал и в последнем, февральском тендере сети. Решения пока нет. Как рассказал Кирилл Бутко, директор по маркетингу и продажам Gerrus, манипуляции с образцами товара, представляемыми ритейлеру в рамках конкурса, вполне возможны. Кроме того, если X5 начнет проводить конкурсы на поставку товаров под брендами производителей, а не под собственными, ритейлер будет подрывать само понятие бренда .
Так что и конкуренты, и сами поставщики пока осторожно относятся к идее X5. До сих пор ритейлеры проводили тендеры по выбору поставщиков только для собственных марок или скоропортящихся продуктов , говорит президент ГК «Виктория» Николай Власенко. Получится ли распространить систему на все поставки? Имеет смысл подождать результатов, считает Власенко. А генеральный директор московского хлебного производства «Боско-Л» Леонид Мерзон готов участвовать в тендере, только если он станет единственной возможностью попасть в сеть .
Впрочем, Х5 и сама не торопится делать систему тендеров всеобъемлющей. Как рассказал Slon.ru представитель одного из петербургских алкогольных производств, договор на поставки с X5, действующий в 2010 году, был попросту пролонгирован с 2009 г. и не изменился совсем: в нем остались и бонусы, против которых был направлен закон «О торговле». Что до тендеров, говорит «водочник», – никто не мешает ритейлеру №1 поддерживать видимость прозрачности.